Автор: Анна Нефедова

Речевое развитие ребёнка к 5 годам

Почему я выделила нормы речевого развития 5-леток?

К 5 годам завершается естественный процесс становления правильной речи, что является главным признаком нормального развития дошкольника. Этот возраст — веха и рубеж. То есть именно к этому возрасту речь ребёнка должна стать АБСОЛЮТНО правильной и грамотной. В норме ребёнок уже идеально проговаривает все звуки, выстраивает сложные предложения, свободно описывает явления и предметы, использует около 3500 слов.

Если говорить простым языком, то мозг до 5 лет выдал максимально ВСЁ, что мог выдать самостоятельно по развитию речи. И то, какая речь у человека в 5 лет, такой она и останется, если её не корректировать. Ждать дольше, что «само пройдёт» и исправится, смысла нет. Потом уже требуется усиленная помощь логопеда вместе с родителями.

Моя задача — донести до Вас знания о том, что НОРМА такова, чтобы Вы могли ВОВРЕМЯ помочь своим детям. Я убеждена, что именно родители отвечают за то, как говорит ребёнок, а впоследствии и выросший из него взрослый. Только Вы можете соотнести речь ребёнка с нормой и принять решение о записи на консультацию к логопеду. Или продолжать бездействовать и откладывать коррекцию, потому что «перерастёт», «сейчас не до этого», «у нас в роду так было». Если к 5 годам в речи ребёнка есть какие-либо нарушения/отклонения, это значит, что начать занятия надо было «ещё вчера».

Помните об этой ответственности и не упускайте время! Начало коррекции речи за два года до школы позволит полностью решить проблему, а при серьёзных нарушениях сделать большую часть работы до начала подготовки к обучению в школе.

Критерии нормального речевого развития 5-летнего ребёнка:

  • называет предметы, их качества, свойства, действия;
  • правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;
  • образовывает глаголы;
  • может рассказать о себе и своих игрушках;
  • знает о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, сказать, чем отличаются;
  • может сказать, чем отличаются город и деревня, будни и праздники, знает несколько праздников, может рассказать о них;
  • составляет рассказы по картинке или из личного опыта;
  • понимает смысл загадок, умеет их отгадывать;
  • умеет пересказывать содержание сказок и рассказов;
  • речь выразительная, с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной);
  • может подобрать слова с определенным звуком, выделяет первый звук в слове;
  • инициирует общение со взрослыми по поводу увиденного или прочитанного, задает вопросы, высказывает суждения;
  • считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим, выслушивает информацию;
  • понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.
Обратиться к логопеду вовремя — идеальное решение, потому что время — это самое ценное в логопедии.

Желаю красивой и правильной речи Вашим детям!
И добро пожаловать!